Издательство “Подольская театральная библиотека”

Литература, безусловно, имеет огромное значение в жизни каждого человека. Это одна из тех вещей, которая помогает нам духовно обогащаться, познавать неизведанное и самое себя. Долгое время украинская литература, периодика и издательства находились под наблюдением Речи Посполитой, Российской империи, СССР и всех государств-захватчиков, которые хотели подчинить себе нашу страну. Далее на ternopil-trend

Эти режимы внимательно следили за книгами и прессой. Из-за такой ограниченности в творческой свободе, как правило, издательства не могли действовать по своему усмотрению. Представители власти вмешивались даже в малейшие мелочи рабочего процесса. Ситуация в Западных регионах современной Украины несколько изменилась с приходом к власти маршала Юзефа Пилсудского в 1926 году. В Тернополе того же года начало действовать издательство Подольская театральная библиотека, что за 12 лет работы смогло стать одним из ведущих на территории всей Галиции.

Какое значение имеет “театральная библиотека”?

Давайте разберем, что такое театральная библиотека и чем именно это понятие особенное. Согласно одному определению, театральной библиотекой называют профильную библиотеку, специализирующуюся исключительно на литературе, касающейся театральной жизни. Они были широко распространены на территории Украины, однако сейчас их немного. Например, в Восточном регионе одной из старейших является Харьковская специализированная музыкально-театральная библиотека имени К.С. Станиславского. В прошлом веке и по сей день, ее посетителями являются преимущественно люди, задействованные в сфере культуры и искусства. Это не только профессиональные художники в той или иной области, а, например, студенты художественных факультетов, учащиеся, меломаны и ценители театра.

Харьковская специализированная музыкально-театральная библиотека имени К.С. Станиславского

Кстати, в конце XIX века так назывался журнал, выходивший в Москве и во Львове. Однако в нашем понимании “театральная библиотека” это издание. Точнее – Подольская театральная библиотека в Тернополе, действовавшая с 1926 по 1938 год. Именно о ней пойдет речь.

Подольская театральная библиотека в Тернополе

История Подольской театральной библиотеки началась и закончилась в ХХ веке. Этому предшествовали определенные политические обстоятельства, происходившие тогда внутри государства. Конечно, это не прошло бесследно. 1926 год в истории отразился как государственный переворот в Польше. К власти приходит маршал Юзеф Пилсудский. До сих пор его считают национальным героем в соседней стране. Следует отметить, что в начале своей политической карьеры он был творцом и лидером Польской социалистической партии, впоследствии – первой главой возрождения польского государства. Юзеф Пилсудский значительно смягчил и ослабил давление на культурное развитие украинцев. Поэтому очень быстро, в нашем регионе, набирают обороты культурные и образовательные общества, общественные объединения, театры и т.д. Оживилось и издательское дело.

Юзеф Пилсудский

Многие журналы, после значительного перерыва, понемногу возобновляют свою работу, а также выходят новые. В межвоенные годы активизировалось и книгоиздательство. Одним из таких является “Подольская театральная библиотека”. Что интересно, это было первое издательство в Тернополе, специализирующееся на издательстве драматических произведений. Где оно находилось? К сожалению, сказать сложно. Ведь он был закрыт в 1938 году, за год до начала Второй Мировой войны. Как нам известно, Тернополь сильно пострадал в результате боев за город, около 85% инфраструктуры было разрушено, а многие исторические памятники навсегда исчезли бесследно.

Тернополь в годы Второй Мировой войны

Особенность этого издательства – распространение небольших по объему драматических произведений для театральных трупп или кружков. Так, как театр в те времена тоже приобрел определенный расцвет, то это как-никак было актуально и востребовано. Известно, что главным редактором Подольской театральной библиотеки стал Владимир Мартыневич. Кроме этого, он работал редактором и тернопольского издательства “Подолье”. Из Украинской литературной энциклопедии мы узнаем, что получил свое образование в Тернополе, где и жил до 1939 года. Там занимался продажей книг.

Основная задача этого издательства заключалась в публикации и распространении драматических произведений. Печатали преимущественно пьесы, произведения малоизвестных авторов и т.п.

На чем специализировалось издательство?

“Подольская театральная библиотека” специализировалась исключительно на драматических произведениях для театральных деятелей. Что интересно, Владимир Мартыневич и сам был драматургом, потому и несколько раз там публиковал и свои собственные наработки. Среди них: “Мещане” в 1925 году, “Досиживала приданое (Свадьба с поправками)” 1927 года, “Трех до выбора” 1928-го и многие другие. Благодаря Мартыневичу, удалось наладить продажу книг этого издательства. 

На многих изданиях были отмечены Львов-Тернополь-Нью-Йорк, Львов-Тернополь-Провиденце и т.д. Однако больше всего принадлежали именно тернопольским типографиям. Лишь их незначительная часть печаталась вне этого региона. Кроме собственного издательства, в Подольской театральной библиотеке занимались и распространением книг других украинских издательств. Это, например: издательства “Русалка”, “Просвіти”, книжные магазины “Будучность” и т.д.

Из “Подольской театральной библиотеки” вышли произведения известных авторов “Маруся Богуславка” М. Старицкого, “Заклятый яр” и “Довбуш” Я. Косовского, Б. Гринченко. Вместе с тем издательство изрядно поддерживало молодых талантов в их начинаниях, а также известных местных авторов. Среди них отличается имя В. Мартыневича, С. Белой, Е.Рудого, А.Шатковского и другие. К сожалению, для многих эти фамилии ни о чем не говорят, но когда-то эти люди занимали ведущее место в культурном развитии региона.

Так как издательство специализировалось на драматических произведениях, то среди них значительное место занимали пьесы. Многие из них носили комедийный характер. Например: комедия в одно действие “Депутаты в Вену” И. Федорака, “Захар Беркут” И. Франко, “Паливода” И. Тобилевича, «Чар одностроя» М. Вацика и многие другие. Встречались и драматические произведения для детей. Это издательство имело серию изданий, называемую “Детский театер”. В них печатались пьесы Е.Рудого: “Русалка пчелка” и “Еще тот не уродил, чтобы всем угодил” за Сидором Воробкевичем.

Очень скоро издательство “Подольская театральная библиотека” стало одним из самых популярных в Галиции. Его даже вспоминали периодические издания, которые имели свои отделы библиографии. Приобрести печатные произведения в издательстве “Подольская театральная библиотека” мог себе позволить каждый. Правда, цена зависела, прежде всего, от драматического произведения. Однако они все равно оставались доступными для приобретения любительскими кружками, читальнями и даже любителями литературы.

Цензура и деятельность издательства

Не все так хорошо в рабочем процессе издательства. Даже несмотря на то, что цензура на развитие культуры была частично смягчена, она не исчезла полностью. Именно поэтому очень много сословий не смогли полностью реализоваться. Многие издания тернопольского издательства подпадали под цензуру и притеснения, прежде всего из-за своего содержания. К сожалению, не всегда цензоры подходили основательно к такой работе, поэтому очень часто притеснения испытывали и те произведения, которые в своей основе не имели никаких запрещенных элементов.

Такую литературу, конечно, не разрешали допускать к продаже. Ее очень часто конфисковали. С этой проблемой столкнулось не только издательство “Подольской театральной библиотеки”. В общем, вся литература, периодика, издания и издательства находилась в поле зрения тогдашней власти. И кто знает, если бы не такая жесткая цензура, как бы выглядело литературное наследие сейчас?

Comments

.,.,.,.