Бортник Януарий и его новый взгляд на театральное искусство

Ярким представителем театральной жизни Тернопольщины Януарий Бортник. Именно ему удалось понять главную проблему украинской режиссуры, обновить ее и принести в театральное искусство немало нового. Новый взгляд на перевоплощение актера, репертуар, форму, пластика – это все то, что присуще достижениям украинского режиссера. Далее на ternopil-trend.

Жизнь Януария Бортника

Януарий Бортник – известный украинский режиссер и актер прошлого века. Художник, как и большинство в то время, стал жертвой советских репрессий и издевательств, однако это не уничтожило память о нем. Он родился в небольшом хуторе Под Лесом современного Зборовского района, тогдашней Австро-Венгерской империи в 1897 году. В семье Януарий был 16 ребёнком. Отец работал священником в местном уезде, а мать вела активную образовательную деятельность.

Будучи юношей, парень вместе со своей семьей переехал в Тернополь. Там поступил в местное образовательное учреждение Украинскую гимназию. К сожалению, в Тернополе это учреждение уже не существует. Переезд в большой город положительно отличился на всестороннем развитии Януария. Парень начинает интересоваться музыкальным искусством, посещать разнообразные туристические представления, и это, по-видимому, благодаря Украинской гимназии, в которой активно развивалась культурная жизнь. Особенно любил представления от первого украинского профессионального театра “Русской беседы”. Это вдохновляло парня, формировало как будущего актера и эстета.

Украинская гимназия, в которой учился Я. Бортник

Обожал игру галицкой актрисы и “Примадонны” Галиции Екатерины Рубчаковой. Как актеры, импонировали еще Василий Юрчак, София и Иосиф Стадники. Можно считать, что с тех пор как Януарий начал интересоваться театральной жизнью, постепенно развернулся процесс его художественного роста.

Начало театральной карьеры

Очень скоро Украина охватила пламя Первой Мировой войны. Это несколько изменило планы на жизнь мужчины. Из-за военных действий вынужден был закончить обучение в Украинской гимназии позже. Потом — направился к театру Леся Курбаса “Тернопольские театральные вечера”. С первых дней пребывания в труппе Бортник очень упорно работал над усовершенствованием своего мастерства и дикции.

 Вместе с ним в театральной труппе находился ряд профессиональных актеров: М. Бенцаль, Г. Юрчакова, М. Косак-Чернявская и другие. Благодаря своему титаническому труду Бортнику удалось добиться немалых успехов в этой области. Он пел в хоре и даже участвовал в балете. Конечно, такой широкий спектр деятельности не остался незамеченным. На профессиональной сцене исполнял самые разные роли. Участвовал в пьесах Г. Квитки-Основьяненко и И. Карпенко-Карого. Его росту следует благодарить и талантливому Лесю Курбасу, который давал Януарию дельные наставления и советы.

Возвращение в театр

В конце Первой Мировой войны Бортник снова возвращается в театральную жизнь. До этого он находился на службе в армии. Януарий поступает в театральную труппу М. Бенцаля и становится актером Украинского театра в Тернополе. Через некоторое время он был реорганизован. В 1920 году театр снова претерпевает изменения. Труппа М.Бенцаля объединяется с труппой Г. Юры и превращается в театр им. И. Франко. Однако актер очень быстро покидает этот театр при неизвестных обстоятельствах. Он возвращается в Тернополь.

Драматический театр им. Т. Г. Шевченко

В Тернополе, где начался интересный путь актера, некоторое время работает в Драматическом театре. Что интересно, именно в этом месте украинский режиссер начинает дружбу с молодой актрисой Анной Бабиевной. Эта дружба для обоих завершилась страстной любовью, но, к сожалению, очень трагической. Через некоторое время влюбленные переезжают в Уманщину.

Януарий Бортник и издательская деятельность

В 1921 году Януарий становится режиссером Белоцерковской драматической студии. Фактически с этого времени начинается его профессиональное усовершенствование в этом направлении. Что интересно, бывший учитель Лесь Курбас в настоящее время тоже работает режиссером, однако в Киевском театре им. Шевченко. Так или иначе, профессиональная деятельность Бортника и Курбаса тесно переплетается всю жизнь.

В 1923 году Белоцерковская драматическая студия, режиссером которой был Януарий Бортник, была реорганизована в ІІІ мастерскую “Березоля”. Этому предшествовало создание в Киеве первой школы режиссеров. А три курса в нем будущий руководитель харьковского театра даже успешно завершает.

Режиссерская лаборатория театра “Березиль”, 1925 г. Слева сидит Я. Бортник

С тех пор, несмотря на театральную деятельность, украинский актер ведет и активную издательскую. В частности, работал корреспондентом в местной газете. А еще был преподавателем профессиональных курсов. Они отличались среди всех своей содержательностью и интересным наполнением. На курсах рассказывали все то, что касалось театральной жизни того времени, культурных мероприятий и тому подобное. Это, например, об их создании или организации. На занятиях учились улучшать дикцию, импровизацию и пластику.

“Весёлый Пролетарий”

В 1927 году в городе Харьков был создан украинский театр малых форм “Весёлый Пролетарий”. Его Януарий Бортник возглавлял до 1930 года. Этот коллектив создал Всеукраинский совет профсоюзов. На их деньги этот театр даже некоторое время существовал. “Весёлый Пролетарий” должен был стать центральной методической мастерской. Свое внимание прежде всего обращал на “малые жанровые” формы. С начала его деятельности здесь царила дружеская и творческая атмосфера. Коллектив постоянно находился в поиске новых произведений для инсценировки. К сожалению, этот театр не имел своего постоянного места размещения, ведь был странствующим. Но на этом трудности не кончались. Театра не хватало технического оборудования.

Справа налево первым стоит Я. Бортник

Януарий пытался воплотить идеи Леся Курбаса в деятельности Веселого Пролетариата. В 1930 году, в то время, когда его возглавляет Бортник, театр гастролирует по Днепропетровщине. Все его представления получают одобрение советской власти. О “Весёлый Пролетариате” пишет даже московская пресса, на их представления делают подробные обзоры. Это, прежде всего, благодаря режиссеру, который всегда рисовал четкий внешний рисунок на сцене, давал четкие и полезные наставления по поводу того, как вести себя на сцене в той или иной роли. Репертуар театра состоял из разных по объему и содержанию сценических произведений. Это могли быть как трагические очерки, так и анекдоты.

Афиша спектакля “Шпана” в театре “Березиль”, режиссером которого является Я. Бортник

Но с началом нового театрального сезона 1930-1931 года, Януарий Бортник покидает “Весёлый Пролетарий” и начинает работать в Харьковской государственной музкомедии режиссером. Кстати, в ней он поставил пьесу “Наталку-Полтавку”, “Сухой закон”, “Человека и оружие”. Что касается тематики представлений, то они всегда были разноплановыми. В них освещали все актуальные события и проблемы, которые, конечно, не противоречили политике СССР. Это, например: борьба с бюрократизмом, участие женщины в строительстве нового государства.

В театр Януарий приводит немало молодых актеров, переводчиков, музыкантов и т.д. Коллектив пополнился молодыми талантами. Через 3 года начинает работу в Днепропетровском театре им. Т. Шевченко. Там находится около 2 лет.

За что репрессировали режиссера?

К сожалению, жизнь Януария Бортника и его супруги Анны Бабиевны завершилась трагически. Они оба стали жертвами сталинских репрессий. Находясь на пике своей профессиональной карьеры, художника безосновательно обвиняют в национализме. В 1938 году талантливого режиссера расстреляли. После расстрела мужчины Анну арестовали НКВД СССР. Через некоторое время подвергли судилищу внесудебную тройку. Согласно обвинениям мужа, Анну признали как жену врага народа, из-за чего ее заключили в тюрьму еще на 5 лет.

Я. Бортник с женой Г. Бабиевной

Януарий Бортник был реабилитирован только в 1956 году. В историю украинского искусства художник вошел как актер, режиссер, талантливый драматург и продолжатель дела Леся Курбаса.

Comments

.,.,.,.