Деятельность любительских театральных кружков общества “Просвіта” до начала Второй Мировой войны

Активное развитие всех сфер жизни в Галиции пришлось на конец XIX-начало ХХ века. В это время на территории Тернополя появляются любительские театральные кружки в городе Тернополе, поселке Белая, Петрики и Буцнов. Далее на ternopil-trend.

Особенность театральной жизни Тернопольщины

Театральная жизнь конца ХІХ — начала ХХ века активно бурлила на территории Тернопольщины. В это время здесь действовали так называемые передвижные театры, театральные и любительские кружки. Тогда же в галицких деревнях, городках и крупных городах среди местных жителей началось утверждение патриотизма и национального сознания. Без этого, наверное, было бы невозможно дальнейшее развитие культурной жизни украинцев.

Благодаря такому всемасштабному национальному процессу, на территории современной Тернопольской области начали свою деятельность многочисленные культурно-просветительные и учебные заведения. Безусловно, это не обошлось без поддержки известного общества “Просвита”. Даже несмотря на то, что эта организация возникла во Львове в 1868 году, свою деятельность они направляли на всю Галицию. Просвещенцы бытовали в каждом поселке и городке Тернопольщины. Здесь некоторое время даже работал Тернопольский филиал “Просвиты”.

Дом “Просвиты” во Львове. Источник: фото Фотографии старого Львова

Но деятельность просвещенцев не понравилась тогдашнему польскому правительству. Они видели в ней враждебные мотивы. Основным направлением общества было распространение и развитие культурно-просветительской жизни на территории Украины. Они создавали читальные, кстати, одна из них даже работала в Тернополе; устраивали концерты и другие культурные мероприятия, способствовали распространению украинской литературы. “Просветителей” преследовали в Галиции. Для того чтобы провести какое-то мероприятие, нужно было брать разрешение в старостве. Но гарантии на то, что его предоставят, к сожалению, не было. Просвещенцы часто получали отказы, однако это не заставило их прекратить распространять культурную жизнь в массы. Однако после Первой Мировой войны на территории всей Галиции заметно его активное оживление.

Любительские театральные кружки в селе Петрики

Театральная жизнь — одна из самых интересных страниц в истории нашего народа. Благодаря ему мы можем отслеживать как именно изменялись те или иные традиции, мировоззрение людей и национальный колорит. В послевоенный период начала работать театральная комиссия от общества “Просвита”. Они действовали при своих филиалах и читальнях. Особенно популярны были любительские театральные кружки. Что интересно, именно они активно развивались на территории Тернополя после завершения Первой мировой войны.

Первые театральные центры состоялись еще в середине XIX века в Коломые. Затем они расширили свою деятельность и на другие города: Львов, Тернополь, Перемышль. Любительские театральные кружки были достаточно популярны в межвоенный период. На Тернопольщине активная деятельность просветителей происходила именно в селе Петриков, недалеко от Тернополя. Здесь начал свою деятельность первый любительский театральный кружок, об этом говорится в работе Павла Смоляка “Любительские театральные кружки общества “Просвита” в селах Тернопольского уезда в межвоенные годы”. Что интересно, участие в постановках принимали как дети, так и взрослые. Они посвящали каждый свой спектакль какому-нибудь определенному празднику, например Пасхе.

Духовой оркестр из Петриков в 1912 году. Источник: фото Новости Тернополя на 20 минут

Мировоззрение людей после Первой Мировой войны очень видоизменилось. Такое, конечно, очень отразилось и на деятельности самого любительского кружка. Его участники пытались внушить людям надежду на счастливое будущее, добавить немного оптимизма, и, конечно, осветить те события, которые происходили в стране, в частности на Тернопольщине. Репертуар кружка не ограничивался. Это были разные пьесы комедийного жанра, исторического и даже политического. При инсценизации драматического произведения использовались декорации и реквизиты. Очень часто люди из дома приносили какие-то вещи, которые можно задействовать при спектакле. Нужные декорации чаще всего изготавливали из подручных средств. То же касается и костюмов. К сожалению, покупка одного такого нуждалась в немалых средствах, а учитывая то, что это происходило после войны, то людям их не хватало. Пошив костюма тоже был “не по карману” каждому. Поэтому актеры очень часто просто выступали в том, что было. Это как повседневная, так и праздничная одежда. Однако это не было основной проблемой того времени.

Любительский кружок в селе Грабовец Тернопольская область

В дальнейшем оставался актуальным вопрос помещения. Из-за этой проблемы, на время деятельность любительского кружка в Петриках прекратила свою деятельность. Дом приобрели только в 1929 году, об этом говорится в книге Ю. Лозы “Краткая история села Петриков”. Это снова оживило развитие театральной жизни Тернопольщины. В 1929 году в этом помещении удалось инсценировать 14 пьес. К сожалению, давление на украинцев-просветителей становилось все более жестким. Но, несмотря на это, любительский кружок продолжал свою деятельность. Возглавлял этот театр Владимир Минчановский. На сцене актеры играли в спектаклях Т. Шевченко “Гамалия”, В. Дьяченко “Жертва за жертву” и “Сатана в бочке”, Д. Гунькевича “Клуб суфражисток” и многие другие. Среди них были и драматические произведения неизвестных авторов.

Члены этого кружка привлекались к организации всяческих действ, концертов и художественных мероприятий на Тернопольщине. Они даже каждый год отмечали самые большие украинские праздники. Конечно, все это сопровождалось и определенным театральным действом. Участники любительского кружка поддерживали украинские традиции: зимой, на Рождество Христово, они посещали дома с вертепом и исполняли чудесные колядки, на Пасху – устраивали разнообразные забавы и т.д. В общем, поддерживали и распространяли среди людей украинские традиции.

Театральный кружок под руководством И. Мидловского

В первой половине ХХ века особенно отличался любительский кружок под руководством украинского актера и театрального деятеля Исидора Мидловского. В Тернополе он вел свою деятельность с 1890 по 1910 год. За это время удалось поставить немало пьес М. Кропивницкого, И. Карпенко-Карого и даже собственные. С 1901 года даже возглавлял музыкально-хоровое общество “Боян”, которое в то время было центром культурной жизни Западного Подолья.

Музыкально-хоровое общество “Боян”

Пьесы Мидловского пользовались популярностью не только среди обычных любителей, но и профессиональных знатоков этого дела. В период с 1904 по 1906 год поставил пьесу Мадейского “Золотой идол”, Кропивницкого “Дай сердцу волю, заведет в неволю”, Янчука “Воспитанник” и другие. К сожалению, о том, что происходило дальше с этим любительским кружком после 1910 года – неизвестно.

Театральный кружок в Белой

Еще один любительский театральный кружок, действовавший недалеко от Тернополя в послевоенный период находился в поселке Белая. Об этом упоминается в работе Павла Смоляка “Любительские театральные кружки общества “Просвита” в селах Тернопольского уезда в межвоенный период”. Здесь просвещенцы столкнулись с цензурой польской власти и трудностями в послевоенные годы. Его руководителем был Петр Курант.

К сожалению, многие любительские кружки Тернопольщины прекратили свою деятельность с началом Второй Мировой войны. Люди еще задолго до этого предвкушали что-то плохое и нехорошее, но, несмотря на это, продолжали “творить” на территории нашего государства. Конечно, не все кружки перестали существовать, многие даже после войны функционировали, однако с приходом на Тернопольщину советской власти, культурно-художественная жизнь начала постепенно приходить в упадок. Многие активисты подверглись преследованиям, репрессиям и ссылкам. Так, фактически, новая власть постепенно уничтожала цвет украинской культуры.

Comments

.,.,.,.