Феномен Марьяна Крушельницкого в театральном искусстве УССР

18 апреля – это особый день в театральной жизни Украины. Тогда отмечается день рождения одного из ярких его представителей, украинских деятелей искусства ХХ века Марьяна Крушельницкого. Это не только величайший актер, но и талантливый режиссер и театрально-общественный деятель, принесший в культуру немало нового. Далее на ternopil-trend.

Жизнеописание Марьяна Крушельницкого

Фигура Марьяна Крушельницкого до сих пор упоминает современники театрального искусства. Ему удалось внести яркие нововведения в деятельность театральных трупп XX века и театра в целом. А это и “Тернопольские театральные вечера”, “Украинская беседа”, “Березиль” и многие другие. Родился будущий режиссер в поселке Пилява, современного Бучачского района Тернопольской области. Тогда же эти земли находились в составе Австро-Венгерской империи, принадлежали Королевству Галиции и Лодомерии. Семья Крушельницких была достаточно небогатой, родители принадлежали к галицким крестьянам.

Марьян вместе с родителями – Михаилом Антоновичем и Марией Иосифовной. Источник: фото из группы в Facebook Марьян Крушельницкий

Через некоторое время, мальчик вместе с родителями переезжает в другую деревню на Тернопольщине — Глещаву. Там учится в приходской школе. Когда такие учебные заведения действовали только при церковных приходах, содержались на средства общины, а учительствовали преимущественно дьяки. В Тернополе получал образование с 1910 года. Там поступил в Тернопольскую украинскую гимназию, которая в то время считалась довольно престижным учебным заведением.

Высшее образование приезжает получать во Львовский университет. В городе Льва учится с 1921 по 1924 годы. Потом поступает на медицинский факультет в Карловы Вары, входившие в состав Чехословакии, ныне Чехии. Среди всех Марьян Крушельницкий отличался своей начитанностью и интеллектуальностью. Он даже закончил в Праге философский факультет Пражского университета. Можно сказать, что своему образованию Крушельницкий уделял большое внимание.

Марьян Крушельницкий в Тернопольских театральных вечерах

Будущий режиссер не работал по специальности. Он очень быстро отправился в творческую театральную жизнь УССР. Все началось еще в 1913 году, когда Крушельницкий участвовал в любительских кружках. А более профессионально этим занимался в Тернополе. Там был участником “Тернопольских театральных вечеров” — первого украинского стационарного театра в городе. Марьян Крушельницкий стал свидетелем перемен в театральной труппе. На смену Лесю Курбасу, в Тернопольские театральные вечера приходит М. Бенцаль, который фактически с марта 1916 становится его руководителем. В вечерах Крушельницкий находился недолго, с 1915 по 1917 год. Его театральными работами стали: “Вечерницы” П. Нищинского, “Мартин Боруля” И. Карпенко-Карого, “Сватовство на Гончаровке” Г. Квитки-Основьяненко, “Цыганка Аза” М. Старицкого, “Несчастная любовь” В. Манька и многие другие.

Спектакль “Народный Малахий”, 1928 г. Источник: фото из группы в Facebook Марьян Крушельницкий

Вообще талантливому актеру удалось стать частью команды многих тогдашних театральных коллективов. Это и Новый Львовский театр в 1919 году, в котором он является соучредителем, театр общества “Украинская беседа”, “Березиль”, Харьковский украинский драматический театр им. Т.Г. Шевченко” и “Киевский украинский драматический театра им.И. Франко”. Находился мужчина и в Виннице. Там он принял участие в создании театра им. И. Франко. Но, несмотря на это, самым плодотворным творческим периодом в его жизни считают именно пребывание в Харькове, а затем — в Киеве.

Кат Ко-Ко – Марьян Крушельницкий. Источник: фото из группы в Facebook Марьян Крушельницкий

Харьковский театр и кафедра режиссуры

Переломным периодом в творческой деятельности Марьяна Крушельницкого является 1924 год. В это время он едет на территорию советской Украины. Уже в декабре того же года он поступает в театр “Березиль” в Киеве. Некоторое время там работает актером, а с 1933 по 1952 год занимает должность художественного руководителя, режиссера и актера того же театра, правда, уже в городе Харьков. Там трудится 19 лет. Театральная жизнь в УССР слишком отличалась от той, что была на территории украинских земель неподвластных СССР. Это прежде всего жесткая цензура и навязывание коммунистической идеологии. Чтобы стать известным режиссером, нужно было “прислуживать” коммунистической партии, в противном случае – это было слишком рискованно и часто несло за собой последствия. Но Марьян Крушельницкий, видимо, проникся идеологией новой власти, ведь с 1943 года был членом ВКП(б).

Спектакль “Маклена Граса” (Харьков, 1933 г.). Источник: фото из группы в Facebook Марьян Крушельницкий

Его режиссерская деятельность началась с постановки первой пьесы “Квадратура круга” советского писателя В. Катаева. Это произошло в одном из харьковских театров малых форм “Веселый Пролетарь” еще в 1928 году. Очень скоро прошла инсценировка еще одного спектакля “Запорожец за Дунаем” в новом Харьковском театре музыкальной комедии. Фактически ключевую роль сыграл спектакль “Портрет” по пьесе А. Афиногенова, ведь с этого момента началась его активная режиссерская деятельность в Харьковском театре. Спектакли Крушельницкого очень скоро получают широкую огласку во всей тогдашней УССР. Он даже получает звание Народного артиста СССР. Все знали Марьяна Крушельницкого как талантливого актера, режиссера и руководителя Харьковского театра им. Т.Г. Шевченко.

Спектакль “Шпана”, 1926 г. Источник: фото из группы в Facebook Марьян Крушельницкий

В этот период инициирует создание в советской Украине первого режиссерского факультета. Впоследствии сам возглавляет его кафедру. На новый факультет поступило не так много студентов. Но, тем не менее, Марьян Крушельницкий пытался дать им достойные знания, используя при этом свою собственную методику, сформулировав ряд теоретических положений. А его вклад в режиссуру в целом остается большим достоянием для современников.

Украинский актер в кинематографическом искусстве УССР

Марьян Крушельницкий отличился и в кинематографическом искусстве. К сожалению, киноиндустрия в СССР в отличие от европейского мировоззрения воспринималась сквозь призму ленинской максимы. В 1922 году в украинской культуре произошло еще одно знаковое событие – было основано Всеукраинское фотокиноуправление. Именно это явилось началом становления в государстве национальной кинематографии. Очень скоро вся УССР увидела первые немые фильмы. Этот период считают золотыми сутками, а длился он 8 лет. Тогда же Марьян Крушельницкий снимался в кинофильме “Ягодка любви” или “Парикмахер Жан Ковбасюк” 1926 года. Это русский советский художественный короткометражный немой фильм украинского режиссера Александра Довженко. Он рассказывает о добрачном ребенке, от которого очень хочет избавиться отец Жан Ковбасюк. И, собственно, в роли главного героя выступает актер Марьян Крушельницкий.

Кадр из фильма “Ягодка любви”, 1926 г.

Кроме этого фильма, украинский актер снимался еще в “Мартине Борули” 1953 года, где сыграл роль Омелько, батрака Борули. Режиссером этого спектакля стал Юра Гнат, а режиссером – Алексей Швачко. В фильме-спектакле Суета 1956 года Крушельницкий для зрителей выступил в роли Тарабанова.

Деятельность Крушельницкого в Киеве

Новый творческий период Марьяна Крушельницкого начинается в Киеве. Там работает актером и режиссером Киевского академического драматического театра им. И. Франко. Параллельно ведет активную образовательную деятельность на кафедре мастерства актера и режиссура в Киевском институте театрального искусства. В процессе обучения считал, что одной из важнейших проблем является развитие самостоятельных творческих поисков режиссеров. Он всегда помогал своим студентам, пытался давать им дельные и полезные советы, однако очень редко сам вмешивался процесс подготовки домашнего задания. По Крушельницкому, режиссер выступает как художник со своим индивидуальным и неповторимым мировосприятием. Находясь в столице, украинский Марьян Крушельницкий добивается расцвета своего актерского и режиссерского мастерства.

Источник: фото из группы в Facebook Марьян Крушельницкий

В Киеве работает до конца своих дней. 5 апреля 1963 года Советский Союз всколыхнуло печальное известие, скончался гений театра УССР. Похоронен на Байковом кладбище на участке под номером 1.

Comments

.,.,.,.