Николай Бенцаль: забытый гений театрального искусства?

Ведущим гением театрального искусства Тернопольщины, которому, к сожалению, не суждено было прожить долгую и счастливую жизнь есть Николай Бенцаль. Об этой фигуре в истории театрального искусства, видимо, слышали не многие. Находясь на пике своей творческой деятельности, талантливый актер и режиссер внезапно умирает от сердечного приступа в возрасте 47 лет. Но не стоит забегать вперед, предлагаем более подробно ознакомиться с жизнью и творчеством деятеля искусств. Далее на ternopil-trend.

Биография Николая Бенцаля

Николай Бенцаль родился 24 мая 1891 в селе Куровцы. Сейчас это современный Тернопольский район Тернопольской области, однако когда-то эта территория входила в состав Австро-Венгрии. К сожалению, о детстве и юности актера нам мало известно, как и о его родителях. Почти вся жизнь Николая мелькнула в городе Льва. Там впервые приступил к работе в театре.

Сначала учился год во Львовской школе дирижеров хора и игры на скрипке. После этого, через 2 года, отправился в Народный театр общества Украинская беседа, что во Львове. Стоит отметить, что это был первый украинский профессиональный театр в Австрийской империи, а затем в Австро-Венгрии. Николай Бенцаль работал там до его официального закрытия с 1910 по 1924 год. В июле того же года, общество “Украинской Беседы” из-за нехватки финансовой помощи прекращают в дальнейшем заботиться о театре, поэтому он прекращает свою деятельность. Однако Бенцаль не работал в этом театре постоянно, а принимал немалые перерывы. Параллельно вел свою деятельность в Тернополе.

Театр Украинской Беседы во Львове

Николай Бенцаль в Тернополе

В Тернопольских театральных вечерах Бенцаль с начала его основания, с 1915 года, и вплоть до его закрытия – 1917 года. Первым руководителем и организатором вечеров был Лесь Курбас, а через год на эту должность вступил Николай Бенцаль. С его появлением начинается второй этап в жизни этого театра. К сожалению время, в которое творил украинский режиссер в Тернополе, было неспокойным. Шла Первая Мировая война. Так, как Тернополь находился неподалеку от прифронтовой зоны, это несколько осложняло работу культурных учреждений города в целом. Однако спустя некоторое время произошло так называемое “политическое потепление”. Российские власти, которые оккупировали Тернополь, время от времени наведывались на представления в Тернопольские театральные вечера. Поэтому, несмотря на сложность времен, театральная жизнь в городе развивалась.

Коллектив Тернопольских театральных вечеров 1916 год

 В вечерах Бенцаль пытался продолжать устоявшиеся порядки и традиции своего предшественника. В общем, Курбас как художник ему очень импонировал. Постановки Бенцаля, равно как и Леся Курбаса, пользовались популярностью и благосклонностью даже среди представителей русской царской армии. Премьеры отличались своей оригинальностью, музыкальностью и правильным настроением. Несмотря на то, что режиссер пытался соблюдать традиции своего предшественника, он вносил и некоторые изменения в театр, в частности, совершенствовал его. К примеру, ему удалось расширить репертуар.

Николай Бенцаль вел дружбу со многими известными представителями украинской культуры. Тесную связь театр поддерживал с Киевским театром Николая Садовского. В “Тернопольские вечера” даже пригласил известного бас-певца и актера галицких театров Ивана Рубчака. С его приходом в труппу изрядно расширился репертуар. На сцене все чаще ставили “Запорожца за Дунаем”, “Пошились в дураки” Кропивницкого и другие. В целом период, в котором творил известный режиссер в городе Тернополь, можно считать достаточно плодотворным, принимая во внимание разворачивающиеся на территории страны политические события. Параллельно с этим находился некоторое время в должности директора Тернопольского драматического театра. Правда, это длилось недолго.

Дальнейшая деятельность режиссера

В 1919 году восстановленные Тернопольские вечера переименовали в Новый Львовский театр. В художественное руководство кроме Николая Бенцаля входили еще Амвросий Бучма и Владимир Калин. Новый театр гастролировал не только в пределах Тернопольщины, но и Винницкой и современной Хмельницкой областью. Им удалось осуществить постановление таких спектаклей: “Суета”, “Мартин Боруля” Карпенко-Карого, “Зимний вечер” Старицкого, “Молодость” Гальбе и многие другие. Николай Бенцаль недолго поработал и в этом театре – около года.

Гастрольная поездка актеров театра имени И. Тобилевича

Через 6 лет талантливый режиссер поступает в театр украинского и галицкого актера Иосифа Стадника. Там работал с 1926 по 1929 год. В 1930 Бенцаль и его жена Елена присоединяются к театру им. Тобилевича. Там вместе трудятся около 8 лет. Так как за плечами у режиссера находился немалый опыт и интересные знакомства с ведущими творцами того времени, то в этот театр с собой принес много нового. О нем можно найти много положительных отзывов среди львовской периодики. Критики отмечают, что Бенцаль работает не только на профессиональной сцене, но и живет ею. В театре им. И. Тобилевич вошел ярко. Первым спектаклем стала “Ой, не ходи, Грицю” М. Старицкого. Ее сразу очень положительно восприняла публика. В 1931 году и Бенцаля выбирают новым режиссером Тогда же театр начинает свои гастроли по всем крупным городам и городкам Галиции с целью улучшения своего материального положения. В 1934 году они посетили Тернополь.

Бенцаль-актер

За такую ​​довольно короткую жизнь Николаю Бенцалю удалось принести в украинский театр немало нового. Его пьесы пользовались безумной популярностью не только среди любителей театра, но и среди профессиональных знатоков этого дела. Кроме режиссерской деятельности Николай был профессиональным актером. Он исполнял разные роли, как героические так и комические. Ему удавалось искусно перевоплотиться в любого персонажа, а это действительно мог сделать далеко не каждый профессиональный актер.

Источник: фото Фотографии старого Львова

Из интересных ролей, которые сыграл на сцене Бенцаль, это: Омелько из “Мартина Борули” И. Карпенко-Карого, Лукаша из “Лесной песни” Л. Украинки, Возный из “Наталки-Полтавки” И. Котляревского, Хома, Гриць из «Ой, не ходи, Грицю” М. Старицкого и многие другие.

Семейная жизнь

Николай Бенцаль состоял дважды в браке. Первая жена Теодозия Бенцалева была на 3 года младше мужа. Она работала актрисой, сначала во львовском театре общества “Русская беседа”. Вместе с любимым гастролировала Тернопольщиной. О том, как познакомилась с Николаем неизвестно. В 1911 году вместе с Николаем проживала в селе Довжанка нынешнего Тернопольского района Тернопольской области. Некоторое время даже работала в Тернопольских театральных вечерах, а затем в Украинском театре в том же городе. Однако по неизвестным причинам умирает в 1919 году.

Второй женой Николая Бенцаля была уроженка Хмельницкой области, украинская певица оперетты и актриса Елена Бенцаль-Карпяк. Она известна благодаря своим выступлениям в Новом львовском театре, Украинской беседе и в труппе И. Стадника. Что интересно, если посмотреть род деятельности каждой женщины Бенцаля, то он так или иначе связан с театральным искусством.

Сын Я. Бенцаль-Евшан

У Николая Бенцаля было 4 детей. Самая первая, Софья, к сожалению, умерла не прожив года. Причина смерти до сих пор неизвестна. Ярослав Бенцаль-Евшан среди всех отличился своей активной общественной деятельностью. Он был членом ОУН, а с 1953 занимал должность руководителя Секретариата Провода иностранных дел ОУН. До конца жизни оставался верен своим принципам и мировоззрению.

Об Иване Бенцале, третьем ребенке Николае до сих пор мало что известно. Он родился в 1917 году в городе Тернополь, изучал во Львове. Там учился на архитекторе. В 1941 году его приговорили к ВМП. Последний сын, Любомир, по официальной информации пропал во Львове, предположительно в 1941 году. До сих пор остается неизвестным то, что случилось с ним.

Comments

.,.,.,.