Тернопольские театральные вечера

О культурной жизни Тернополя в прошлом веке мало что известно, но мы можем быть уверены, что она активно развивалась, несмотря на сложную политическую ситуацию. Несмотря на оккупацию города российской армией в 1915 году, начал свою деятельность первый профессиональный театр Тернопольские театральные вечера при содействии украинского режиссера и актера Леся Курбаса. Далее на ternopil-trend.

С чего началось создание театра?

Многие жители Тернополя даже не догадываются, что когда-то в городе по улице Замковой находился первый театральный дом, в котором частенько устраивали спектакли от “Беседы”. От этого дома не осталось и следа, сейчас там функционирует одна из первых гостиниц города “Тернополь”.

Дом “Мещанского братства”

Его считают первым профессиональным театром в городе, созданном благодаря содействию талантливого Леся Курбаса еще во время Первой Мировой войны. История его возникновения довольно интересна, после ликвидации тогдашнего театра “Беседы” из-за войны, значительная часть актеров была мобилизована в австрийское войско. Так, фактически театр прекратил свою работу на период военных действий. Однако не все были в армии, другая часть актеров, находившаяся в то время в оккупированном российской армией Тернополе, стала основой в формировании новой труппы Лесем Курбасом. Значительная часть из них будет затем активно участвовать в театральных постановлениях.

Труппа нуждалась в помещении, чтобы устраивать свои театральные зрелища. На самом деле в Тернополе с этим не было проблемы. Выбор пал на Мещанское братство, построено еще в XVIII веке, с богатым историческим прошлым. Его преимущество, прежде всего в том, что там размещался большой и просторный зал со сценой. А это все, что на самом деле нуждались в театральщиках. Конечно, Мещанский дом был выбран не случайно, ведь до временной ликвидации “Беседы”, там частенько устраивали разные показы и концерты. Здание первого театрального дома, где выступала прошедшая труппа, имело два лица: днем ​​там занимались гимназисты, или проводились спортивные вечера, а ночью бушевала светская жизнь. Дом посещали чуть ли не все горожане и сливки общества, чтобы посмотреть на спектакли известных странствующих театров и певцов. Это место можно считать одним из центров культурной жизни тогдашнего Тернополя.

Современный вид “Мещанского братства”

Свои выступления для зрителей вновь театр демонстрировал только в двух залах: “Сокола” и “Мещанское братство”. Большую роль в его функционировании сыграл украинский режиссер Лесь Курбас, пригласивший к этому месту немало талантливых актеров из региона. Это и Теодозия Бенцалева, Анна Юрчакова, Филомена Лопатинская. По просьбе известного деятеля отозвалось немало и других любителей из Тернополя. С тех пор постепенно вновь театр начал активно развиваться.

На его ранних этапах работало всего пятнадцать любителей и оркестр, которым управлял И. Аккерман. В коллективе насчитывалось шесть профессионалов своего дела. Работать было тяжело, ведь во дворе шла война. Помещения, в которых можно было проводить представления, были переполнены русскими военными, поэтому нужно было искать альтернативу. Тогда труппа решила выступать на сцене кинотеатров. Потребовал театр и собственный симфонический оркестр, без которого спектакли были несовершенными. Он был создан и организован под руководством И. Бамволи.

Открытие “Тернопольских театральных вечеров”

Открытие театра всегда волнующее мгновение, особенно для актеров и его руководителей, ведь не знаешь, высоко ли оценят искусство зрители. А это как-никак очень важно для художников. Для такого важного события Лесь Курбас подготовил особую пьесу “Наталка Полтавка”, которую так обожали украинцы. Кому хоть раз удалось побывать на ней, знают, что она наполнена великолепной музыкой, поэтому это также стало основным критерием в выборе Леся Курбаса. Песни из Наталки Полтавки на открытые исполняли талантливые певицы Ф.Лопатинская, Т. Бенцалева и М. Коссак-Чернявская.

На такое выдающееся событие были приглашены даже высшие военные начальники из канцелярии Тернопольского генерал-губернаторства и уездного управления. Конечно, это Лесь Курбас сделал не случайно, потому что хотел утвердить дальнейшую деятельность своего театра. Об открытии Тернопольских театральных вечеров знало чуть ли не все место из афиши премьеры, которая украшала Тернополь.

Коллектив артистов “Тернопольских театральных вечеров”

В ней режиссер особо выделил участие в спектаклях известных и талантливых украинских актеров, а также то, что есть все разрешения от власти на посещение спектакля, несмотря на комендантский час. Конечно, это привлекало немало горожан. Несмотря на изнурительную войну, людям хотелось отвлечься от проблем, поэтому это была хорошая возможность насладиться вполне замечательным спектаклем. О том, что люди будут посещать театр, были сообщены все военные посты. А чтобы убедиться в том, что гражданские действительно были на спектакле, приобретенный билет служил пропуском.

Тернопольские театральные вечера и русская оккупация

Открытие “Тернопольского театрального вечера” было действительно феерическим. Оно вышло 18 октября 1915 года. Замечательный актерский состав и блестящее исполнение смогло произвести впечатление на украинских мещан и представителей царской армии. Но следует не забывать, что Тернополь тогда находился под оккупацией российской армией, что тормозило процесс развития театрального искусства. Например, на каждый последующий запланированный спектакль российские власти должны были выдавать специальное разрешение. Афиши разрешили издавать только на русском языке, украинский же отвергали. Это относилось и к именованию нового театра. Долгое время Лесь Курбас добивался названия “Тернопольского украинского театра”, но удалось получить разрешение на “Тернопольские театральные вечера”. Российская политика направлялась на подавление украинского языка и культуры, но, несмотря на это, Лесь Курбас пытался придерживаться традиций.

Афиша Тернопольских театральных вечеров

Дальнейшая деятельность театра в Тернополе

Благодаря колоссальному успеху в “Наталке Полтавке”, украинскому режиссеру удалось завести знакомства с российскими военными властями. Это, конечно, сильно скажется на дальнейшей деятельности художника. Дружба с русской верхушкой помогла ему спасти жизнь известному актеру Николаю Бенцалю.

После открытия театра в октябре 19150 Лесь Курбас начал планировать следующую премьеру. Для нее была выбрана известная украинская песня “Ой не ходи, Грицю, то й на вечорниці”. В ее релизе даже принял участие сам Курбас, где сыграл парня Хому. Главную роль Маруси исполнила талантливая Коссак-Чернявская, а Грица – М. Бенцаль, спасший от смерти режиссер. С тех пор все премьеры “Тернопольского театрального вечера” имели молниеносный успех. За полгода удалось поставить “Наталку Полтавку”, “Цыганку Азу”, “Дай сердцу волю, заведет неволю”, “Облака” и другие. Всего было около 79 спектаклей.

Николай Бенцаль

После Леся Курбаса театр заведовал его друг Николай Бенцаль. В то время война еще продолжается, а Тернополь становится прифронтовым городом, возле которого неподалеку идут тяжелые бои. Ситуация слишком напряженная не только в стране, но и в театре. Впоследствии наблюдалось улучшение, несколько даже приверженность российской власти к “Тернопольским театральным вечерам”. Бенцаль продолжал то, что начал Курбас, не меняя даже сценические традиции. Естественно, он несколько модернизировал театр, расширив его репертуар. Его посещало немало выдающихся украинских деятелей, в частности И. Рубчак и М. Крушельницкий.

Что стало с театром?

После окончания Первой Мировой войны, в 1918 году была возобновлена ​​деятельность театра. Правда, с 1919 года он имел несколько другое название “Новый Львовский театр”. Но изменения коснулись не только названия, но и актерского состава и коллектива. Свои традиции и творчество молодой состав пронес от Подолья до Каменец-Подольского. Бывшие ведущие актеры “Тернопольских театральных вечеров” объединились и совместными усилиями создали в Киеве драматический театр имени Франко. С того времени перестал существовать первый профессиональный театр в Тернополе, который для многих культурных деятелей стал школой для дальнейшей творческой реализации. Здесь творил и М. Крушельницкий, В. Калина, Я. Борник и другие.

Comments

.,.,.,.