Ярослав Геляс и его художественная деятельность в Тернопольском драматическом театре имени Т. Г. Шевченко

Многие актеры и режиссеры родного края остаются доподлинно неизвестными нашим современникам. Однако растущий интерес к украинским личностям, прежде всего в театроведении, мотивирует к углубленному изучению фигур и их деятельности в той или иной сфере. Одним из таких является заслуженный артист СССР Ярослав Геляс, который в свое время привлекал внимание зрителей замечательными театральными постановками в Тернополе. Далее на ternopil-trend.

Что известно о Ярославе Гелясе?

Народный артист УССР Ярослав Томович Геляс родился в поселке Терпиловка, нынешнего Тернопольского района, Тернопольской области.

Те времена были не лучшими для всего мирового сообщества, ведь во дворе шла Первая Мировая война, которая принесла не одной украинской семье боль, разруху и большое горе. Чем занимался будущий украинский актер в детском и подростковом возрасте точно неизвестно. Правда, фигура Геляса сейчас одна из тех, которая нуждается в тщательном изучении, ведь о нем есть не так много сведений, требующих исторического уточнения и дополнения.

Некоторое время Ярослав работал актером и помощником бродячего театра. Сначала под руководством режиссера Богдана Сарамаги, а затем Иосифа Стадника. В это время ему удалось усовершенствовать свои профессиональные навыки и работать с талантливыми фигурами своего времени, от которых Ярослав принял немало важного для дальнейшего карьерного роста.

Совершенствовал свое мастерство в одном из театров, который тогда действовал на Западной Украине в Ивано-Франковске, Украинском народном театре имени Ивана Тобилевича, затем в ряде львовских заведений: Львовском академическом драматическом театр имени Леси Украинки, Первом украинском театре для детей и юношества и Национальном украинский драматический театр имени Марии Заньковецкой.

И это неудивительно, ведь Львов в то время был одним из центров культурного развития. Этот город сплотил вокруг себя талантливых художников, писателей, актеров и всю тогдашнюю элиту, оставившую после себя незаурядное творческое наследие. Сейчас мы только можем гордиться и наслаждаться этими замечательными достижениями.

Однако деятельность Геляса распространялась не только на Западную Украину. Ему удалось поработать некоторое время в Киеве, Харькове, Одессе и даже Закарпатье. В самом деле, это было хорошим опытом, почерпнув для себя много нового от коллег, он пронес это сквозь сцену к зрителям.

Более 10 лет Ярослав Геляс находился в Тернополе. Там занимал пост главного режиссера и актера в театре имени Т. Г. Шевченко. Затем переехал в Ужгород, где продолжил свою деятельность в Закарпатском государственном музыкально-драматическом театре. О дальнейшей жизни и творчестве точно не известно. В 1992 году Ярослав Геляс умер, а похоронили его на Лычаковском кладбище во Львове. Изучением биографии и творческого наследия украинского режиссера занималось немало украинских исследователей, в частности Р. Коломиец, И. Данилова, Р. Пилипчик и другие, но, к сожалению, этого оказалось недостаточно, а в его жизнеописании еще много пробелов, требующих дополнения.

Ярослав Геляс и его театральное искусство в Тернополе

Биография украинского деятеля Ярослава Геляса до сих пор остается одной из малоизученных. То же самое касается и его театральной деятельности, в том числе на Тернопольщине, где долгое время жил и творил “маэстро”. Естественно, ему удалось принести на каждую сцену много нового, тем, чем сейчас продолжают использоваться в театральном искусстве. Ярослав Геляс – яркая фигура в истории украинского театра ХХ века. Согласно его биографии, с 1963 по 1974 год художник находился в Тернополе, где работал главным режиссером театра и его актером.

В то время с его именем связывали величайшие успехи и достижения коллектива. Благодаря ему, Тернопольский драматический театр имени Т. Шевченко получил всесоюзное признание и стал широко известен на территории Украины, тогдашней УССР. Под руководством талантливого режиссера, многие молодые актеры изрядно выросли в театральном искусстве, чем обязаны деятелю культуры. Спектакли пользовались успехом тернополян, а в некоторых из них Ярослав Геляс выступал не только режиссером, но и показал себя как талантливый актер.

Постановка “Украденного счастья” в Тернопольском драмтеатре

Одной из самых успешных и известных постановок на сцене Тернопольского театра драма “Украденное счастье” И. Франко. По мнению критиков и украинских исследователей, тогда был создан один из лучших образов главного героя Николая Задорожного благодаря Ярославу Гелясу.

“Украденное счастье” это пьеса И. Франко, написанная в 1894 году. Произведение было настолько популярно, что к нему в разное время обращалось и продолжают обращаться немало режиссеров. Известно, что сейчас она успешно идет на сценах украинского театра. В Тернопольском драматическом театре имени Т. Шевченко ее постановка проходила около полугода. Впервые премьера прошла зимой 1974 года. Тогда ее разыгрывали не только как драму Франко, но и Геляса, из-за чего, впоследствии актер был вынужден покинуть Тернополь и переехать в Закарпатье. С этим спектаклем связывают и завершение творческого периода Геляса в Тернополе.

На самом деле, театральное дело в городе Тернополь, оказалось очень интересным и плодотворным для Ярослава Геляса. Она сказалась прежде всего в интересных режиссерских и актерских работах, которые удалось реализовать на сцене. В драматическом театре было поставлено более трех десятков представлений. Первой жители Тернополя увидели “Ой пойду я в Бориславку” И. Франко, а последнюю, к сожалению, “Украденное счастье”. Эти представления были настолько интересны, что их посещал каждый раз чуть ли не весь город. В работе над этой пьесой, по убеждению знатоков, режиссер лучше развил традиции театра. Конечно, он не слишком ее видоизменил, оставил основную направленность произведения Франка и мастерски передал это на сцене.

Ярослав Геляс в киноискусстве

Однако Геляс не просто изобразил, что хотел донести зрителям автор, а пошел другим путем, ему удалось исследовать человеческие личности и передать свой сценический вариант произведения. Безусловно, ему это удалось с успехом. Начало спектакля несколько изобразило по-новому, с песней “Эй, братья опришки!”. Она стала символической в ​​пьесе, ведь устремлялась против тех, кто стал разрушителем человеческого счастья, в перекликании с художественным произведением. Несколько новаторскими оказались и канонические сцены вечерниц, забав молодежи. Из других работ выделяются “Каменный хозяин” Л. Украинки, “Запорожец за Дунаем” С. Гулака-Артемовского, “Наталка-Полтавка№ И. Котляревского и другие.

Ярослав Геляс и его роль Николая Задорожного

Кроме того, Ярослав Геляс работал режиссером Тернопольского драматического театра имени Т. Шевченко, он еще был и его актером. В пьесе “Украденного счастья” доработал и сыграл впервые роль Николая Задорожного. Для этого артист долгое время занимался изучением сущности драматургического материала и моделированием обстоятельств, представленных автором в драме. Задумавшись о судьбе главных героев, пришел к выводу, что Франко изобразил трагедию не отдельных людей, а всех украинцев.

Первое появление на сцене поразило всех и заставило зрителей приковать свое внимание к актеру. Его движения и даже взгляд передавали ту любовь к жене, то чувство, которое хотел донести Франко в своем произведении. Работу над таким сложным образом Ярослава Геляса очень высоко оценили критики. В этой роли ему удалось довести образ его пластической выразительности и совершенности. Что интересно, на эту роль вместе с Гелясом был утвержден еще один исполнитель С. Онипка. В газете “Свободная жизнь” даже содержалось сравнение их художественного мастерства. Это были кардинально разные образы, у Онипки более кроткий и сдержанный, у Геляса наоборот, взрывной, мятежный.

Поэтому в своей постановке пьесы “Украденное счастье”, украинский режиссер не нарушил заложенные Франком художественные воплощения, а наоборот, их еще сильнее развил и подобрал то, что соответствует оригиналу. Воплощение образа главного Михаила Задорожного не раз привлекало внимание не только зрителей, но и историков своей неповторимостью и великолепной интерпретацией.

Comments

.,.,.,.